21:34 

lock Доступ к записи ограничен

:JaDa:
"Если можешь не писать - не пиши" ©
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

14:29 

lock Доступ к записи ограничен

:JaDa:
"Если можешь не писать - не пиши" ©
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

15:31 

lock Доступ к записи ограничен

Gwack
The only one standing in the way of your happiness is you (c)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

22:36 

lock Доступ к записи ограничен

Storybrooke
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

21:40 

lock Доступ к записи ограничен

:JaDa:
"Если можешь не писать - не пиши" ©
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

18:16 

Книги 2018

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
Книги 2018
01-10
11-16
17. "Смилла и ее чувство снега", Питер Хёг (Дания, ХХ век)
Очень мрачный и максимально холодный скандинавский детектив про убийство ребенка, написанный мужчиной от лица женщины. Положим, это звучит не так уж интригующе и притягательно, как само название. А оно цепляет.
Сама книга оказалась весьма на любителя. Зимняя выстуженная атмосфера практически осязаема, над страницами дыхание чуть ли не превращается в пар, а сугробы, торосы и сосульки постоянно стоят перед глазами. В этом снежном упоении и созерцании автор великолепен, как и в том, как мастерски передал мысли, чувства, внутренний мир своей своеобразной героини. Другие герои тоже не подкачали; скандинавский и гренландский быт и нравы вызвали желание подсмотреть дополнительную информацию в энциклопедии, а бОльшая часть детективной линии была очень увлекательна. Увы, подкачала концовка. Она получилась и скомканная, и недостаточно внятная. Идея раздуть вроде бы случайную смерть ребенка в развязку планетарного масштаба заслуживала какого-то другого финала.
Но если признать, что атмосфера в книге преобладает над сюжетом, то все хорошо. Пол книги можно даже иногда перечитывать.
18. "Человек в высоком замке", Филипп Дик (США, ХХ век)
Книга, на которую впервые за энное время было жалко потраченного времени. Задумка может и неплоха, персонажи может и убедительны, но сюжет не может развиваться волею случая. Линии начинаются, но заканчиваются ничем или слишком скомкано, чтобы сойти за настоящий финал. А идея всего этого с замысла с альтернативной историей и еще одной альтернативной историей внутри нее остается не раскрыта. Или, может, она на совести читателя, а сама книга - такая странная игра с ним?..
19. "Отель "Пастис", Питер Мэйл (Великобритания, ХХ век)
Если сравнивать с милыми автобиографическими зарисовками, то самостоятельный роман Мэйл не удался. Если не сравнивать - все равно не удался. Оставим за скобками непередаваемое сочувствие к изнемогшему от тяжкой работы, роскоши и навязших в зубах рябчиков герою - мы должны были сразу понять, с кем будем иметь дело. Но сам сюжет выстроен неловко, нескладно, просто - не очень-то интересно. Даже ожидаемая атмосфера беззаботного французского юга не расцвела, не раскрылась. Возможно, это был такой закос под французские комедии вроде историй про жандармов, но закос не удался - чтобы простить глуповатость героев и надуманность сюжетных поворотов одного бойкого слога мало. По большому счету пустая книжка на один день. Еще и, в отличие от "Года в Провансе" вызывает приступ пролетарского раздражения.
20. "Зулейха открывает глаза", Гузель Яхина (Россия, ХХI век)
Книга про раскулаченных (и) татар пару лет не вызывала у меня большого интереса - ну что там могут написать? опять на злобу еще одного дня вываляют в грязи нашу советскую Родину. А то мы не знаем... Но в этом году Гузель Яхина была автором текста для Тотального диктанта, и текст этот с литературной точки зрения был очень, очень неплох. Теперь уже захотелось почитать.
Пожалуй, сам текст - это лучшее, что есть в романе. Очень качественный язык, сочный, сдобренный яркими словцами, приправленный вкраплениями татарского, простонародного. Читать - одно удовольствие.
Начало самой истории тоже отличное. Напоминая чем-то Шолохова, автор преподносит читателю татарский деревенский быт, погружает в него, знакомит. И несмотря на суровую, страшную жизнь героини, ощущается любовь автора к этому всему национальному, своему. Но этот отрезок быстро и жестко заканчивает. Впрочем, за пределами деревни сюжет по началу тоже развивается удачно. Нам ярко показывают послереволюционную советскую Казань, новых героев. Еще и удачно снабжают повествование забегающими вперед ремарками о дальнейшей судьбе проходных персонажей разной степени отрицательности.
Но вот история набирает паровозный ход и выбегает на просторы необъятной, где будет плестись полгода и целую часть. И, увы, в ней будет мало существенного. С этого момента и до конца книги автор почему-то забросить свою идею и "флэшфорвардов", и сочного выписывания второстепенных персонажей. Сравнить отряд красноармейцев, который пожаловал раскулачивать татарский Юлбаш, и из которого были ярко выхвачены несколько лиц, и тех, кого мы увидим дальше. Все, кто разделил печальную судьбу главной героини в ее пути на поселение останутся либо упомянутыми вскользь, либо незамысловатыми персонажами-функциями, чье описание можно уложить в пару определение: волевая и острая на язык ленинградская дама и ее послушный муж-ученый, пьяница-художник, сволочь-урка... Все? Из очерченного в тридцать душ "узкого" круга героев, помимо них, самой Зулейхи и двух второстепенных персонажей, нам по именам четко назовут еще четверых и раскроют подробнее - никого. Это вызывает сожаление и разочарование. Все-таки тема репрессий такая общая, коллективная, и в нее просится вписать несколько разных судеб, путь даже поданных между делом, кратко. И основной линии это нисколько бы не повредило, пример тому - первая часть. А так создается впечатление, что сойдя со знакомого и близкого пути татарского быта, автор потеряла почву под ногами, и потому половина романа неловко провисает. В ней же можно подметить и такие сомнительные вещи, как "функциональность" персонажей. С одной стороны в этом вроде нет плохого, да и в противном случае, едва ли героям удалось бы выжить в тайге. С другой... Собрались в одной ссылке: хирург-акушер-врач-универсал, светило-агроном, деревенский рыбак, мужик с опытом деревенского строительства, красноармеец с наганом, марийская бабка, массовка для пилки дров... Художник и ленинградская дама с ее образованием пригодятся потом. Тоже самое можно отнести и к некоторым судьбоносным деталям повествования, которые, как чеховские ружья, бахают и бахают. Что-то в этом есть мелковатое, неубедительное, искусственное. Примерно как во вдруг подмечаемых говорящих фамилия. Какой-то русско-литературный винегрет здесь приключился.
Прыжок в повествовании сначала на восемь, а потом еще на шесть лет вперед тоже не кажется удачным. То, что из сюжета, из жизни таежных поселенцев будто выпала вся война, могло быть стать осознанным ходом. А впечатление, что стало необходимостью, способом избежать придумывания событий, когда весь быт и главные страсти уже описаны, любовная линия подошла к развязке, а добавить вроде бы нечего. Хотя тут как раз и можно было заняться персонажами, и раскрыть кого-нибудь еще...
Что ж, недостатков у книги немало. Начало заметено отличается, оно подробнее и намного лучше середины, лучше концовки. Но не могу сказать, что книга мне не понравилась. Она хорошая. Она заслуживает того, чтобы ее прочитали, чтобы вспомнили о тех событиях, задумались и еще раз сделали выводы. Она по-женски рассказывает историю женщины, что тоже важно и ценно. И она избегает русофобии и "советофобии" - того, чего можно было по нынешним временам и после вступительного слова Улицкой опасаться. Это тоже ценно. Роман можно рекомендовать.
Но при этом нельзя не отметить: если он с такими очевидными недостатками получил "Большую книгу", то что-то у нас с большими книгами в 2015 было негладко.

21. "Ночь нежна", Фрэнсис Скотта Фицджеральд (США, ХХ век)
22. "История Ирландии", Л.И.Гольман и другие
Это явно очень негодная книжка, но я попробую. Хотя бы for lulz.
23. "The Lord of the Rings: Fellowship of the Ring", JRRT
В образовательных целях неспешно читаю и параллельно внимательно слушаю в аудиоверсии.
запись создана: 09.01.2018 в 14:28

@темы: Изба-читальня, Есть мнение, Ego sum

Цветные рассказы и повести

главная